Image Image Image Image Image Image Image Image Image

04 Дек

О системе продвинутой профессиональной подготовки практиков-аналитиков

Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, профессор, член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области.

Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение [обучающимися]  суммой знаний, важное значение придаётся задаче научить [обучающихся] учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

А.К. Маркова. Мотивация учения и её воспитание у школьников [1, с. 3].

Введение

Уинстон Черчилль в своей речи в Гарварде 06.09.1943 сказал: «Империи будущего есть империи интеллекта» [2, с. 215]. Много ранее об этом сказал М.И. Драгомиров: «Относительно масс, безусловно, верно то, что где больше читают, там больше и думают, масса же сильная в мыслительной работе всегда будет бить ту, которая в этой работе слаба» [3].

На сегодня систематической и должного качества подготовки в прикладной аналитике в России практически нет. Отдельные инициативы можно позитивно выделить в финансовой, химической, фарм- и бизнес-аналитике, но это, понятно, не то (для сферы национальной безопасности), и даже в этих сферах состояние дел удручающе. Следствием сказанного является крайняя малочисленность действительно высококлассных аналитиков (не тех, кто произвольно выдаёт в качестве аналитики публицистику, фактографию или просто примитивные тексты, а реальных). В немалой степени этим определяются и некоторых неуспехи в обеспечении, реализации и защите национальных интересов России.

Подтверждением сказанному является, например, то, что впервые в стране крупный форум по правовой прикладной аналитике прошёл вот только совсем недавно – в сентябре 2023 года в Нижегородской академии МВД России (за что им низкий поклон).

Но аналитические структуры, которые не нанимают практиков-аналитиков с нужными квалификациями и наборами компетентностей или не обеспечивают их адекватной подготовки в соответствующих направлениях или образах-амплуа прикладной аналитики, не просто будут работать весьма неоптимально, они, как пишут Тома Жюно и Стефани Карвэн, могут быть обречены на цикл повторения плохих практик, если не станут инвестировать в соответствующие политику и процедуры, которые создают основу, на которой держится аналитическая работа и национальная безопасность, которую таковая призвана обеспечивать [4, с. 46].

Зарубежные спецслужбы (судя по просачивающимся в открытые источники сведениям) прилагают значительные усилия по организации и реализации подготовки в общей теории и методологии прикладной аналитики поступающих к ним на службу молодых сотрудников, а равно дополнительной подготовки и повышения квалификации в указанном в отношении уже опытных сотрудников.

В России приход в практико-аналитические подразделения правоохранительных органов, разведывательных и контрразведывательных служб, Вооружённых сил молодых выпускников вузов влечёт необходимость в абсолютном большинстве случаев учить их с нуля аналитике, учить пользоваться научными и прикладными аналитическими методами. Но надлежащего серьёзного уровня учебников и программ в этой сфере в России практически нет, за самым редчайшим исключением. Специализированные «правоохранительные» вузы прикладной аналитике не учат должным образом. Проверить сказанное очень легко – достаточно запросить («внутри систем») учебные программы и пособия по подготовке в прикладной аналитике у таких вузов.

За рубежом есть примеры задействования частного сектора в целях «постановки мозгов» практикам-аналитикам, даже в продвинутых модальностях.

Ведь, согласно Джеку Дэвису, «миссия аналитиков разведки заключается в применении глубоких знаний по существу, информации из всех источников и чётких профессиональных методов для подготовки оценок, которые обеспечивают выраженную добавленную ценность в помощь усилиям политических клиентов по защите и продвижению интересов безопасности государства» [5, с. 1007].

Необходимо создание (для обеспечения национальных интересов России) образовательного центра подготовки в прикладной аналитике – под запуск и реализацию уникальной системы продвинутой подготовки («постановки мозгов») как начинающих практиков-аналитиков, так и, прежде всего, уже состоявшихся профессионалов в прикладной аналитике (уровня «майор – полковник – генера-майор») – в продвинутых модальностях повышения квалификации или переподготовки, формирования прикладного аналитического мастерства и искусства.

Предполагаемый статус – внешний аутсорсинговый для соответствующих служб и подразделений – потребителей образовательного продукта. Этот центр в перспективе можно было бы сделать опорным для отечественных служб и госорганов, организовав циклы подготовки за счёт госконтрактов.

Через это будет обеспечено создание системы формирования и насыщения высококвалифицированными аналитическими кадрами отечественных профильных аналитических центров («фабрик мысли») – в интересах структурных аналитических подразделений (действующих или проектируемых) госорганов либо существующих в недрах госорганов неформальных и распределённых коллективов практиков-аналитиков.

Возможно ли научить состоявшегося практика-аналитика чему-то новому для него и полезному?

Да. Ремесло практика-аналитика почти необъятно, имеет множество образов-амплуа, специализаций (по предметно-объектным областям), технических приёмов и инструментариев, приложений. Лишь часть из них описана в двухтомнике (рис. 1): 

Любой самого высокого уровня квалификации практик-аналитик сам всегда ищет возможности освоения новых элементов своего ремесла.

Подготовку практиков-аналитиков высокой профессиональной квалификации можно сравнить с синтезированием искусственных алмазов из углеродного сырья (могут добавляться металлы-катализаторы) и огранкой их в бриллианты (рис. 2). Впрочем, основная масса (до 90 %) искусственных алмазов идёт на нужды научных лабораторий и промышленности (при изготовлении полировальных паст, абразивов, а также сверхтвёрдых режущих инструментов, для изготовления шлифовальных кругов, свёрл, буров, способных обработать любые материалы). Более того, среди производителей даже существует поговорка: «Если больше алмаз ни на что не годен, сделайте из него бриллиант» [6].

Рис. 2. Образное отражение подготовки высококлассных практиков-аналитиков из имеющегося исходного человеческого материала («сырья») – бриллианты (правая часть изображения), обработанные из алмазов, искусственно синтезированных (под воздействием высоких давления и температуры) из углеродного сырья (средняя часть изображения). Бриллианты могут быть разными по размерам, форме огранки (и идеальности по форме), оттенкам, прозрачности (по аналогии с функциональными образами-амплуа практиков-аналитиков), но всё это будут дорогие по стоимости бриллианты. Но даже и сами произведённые алмазы (ещё до переработки в бриллианты) уже ценны сами по себе. Тогда как имитацию такой подготовки можно сравнить просто с обтёсыванием кусков угля или графита до некоторых объёмных геометрических фигур, которые, может быть, и выглядят интересно, но толку от них нет, ибо это тот же материал (левая часть изображения). (Произведённый автором статьи авторский коллаж цитат изображений, выданных ресурсом https://stablediffusionweb.com по сложным авторским prompt-запросам в уникальных авторских формулировках).

Чему и как учить?

Планируется подготовка по нескольким направлениям: правовая аналитика, военная (в том числе военно-техническая и военно-экономическая) аналитика, развед-аналитика, контрразвед-аналитика, аналитика современных неклассических войн (см.: [7]) (в т.ч. гибридных, информационных, преэмптивных, малых войн), политическая аналитика и др.

В развед-аналитике это могут быть направления подготовки:

– агентурная («человеческая») разведка (англ. – «Human intelligence», HUMINT);

– радиоэлектронная («сигнальная») разведка (англ. – «Signals intelligence», SIGINT);

– разведка изображений («видова́я» разведка), (англ. – «Imagery intelligence», IMINT), иначе – геопространственная разведка («Geospatial intelligence», GEOINT);

– измерительно-сигнатурная разведка (англ. – «Measurement and Signature Intelligence», MASINT);

– разведка по открытым источникам (англ. – «Open source intelligence», OSINT).

В правовой аналитике это могут быть направления прикладной аналитической подготовки в военном праве, международном гуманитарном праве, военно-медицинском праве, по ряду других направлений.

Подготовка может вестись по нескольким инструментально-функциональным направлениям прикладной аналитики, в том числе:

– познавательная (когнитивная) аналитика;

– источниковая аналитика;

– рекогнитивная («распознающая», идентифицирующая) аналитика;

– дескриптивная (описательная) аналитика;

– криптографическая аналитика;

– диагностическая (девиантологическая) аналитика;

– предиктивная (прогностическая) аналитика;

– прескриптивная (предписывающая) аналитика;

– моделирующая аналитика;

– военно-инженерная аналитика;

– HR-аналитика (аналитика человеческих ресурсов).

Необходимо создание интегрированной операционной образовательной среды, обеспечивающей слушателям доступ к обучению и к доведению до совершенства специальных навыков аналитической работы, предоставляющей слушателям необходимые им тренинговые и самотестирующие продукты.

Речь идёт о масштабируемой и итеративно-адаптируемой к конкретным (самым нетипичным и сложным, разноприродным) запросам подготовке практиков-аналитиков – в привязке к конкретным целевым их предназначениям (под их профессиональное будущее и под потребности государства или частных акторов в аналитическом обеспечении), но с обеспечением им параллельно резервной подготовки в дополнительной профессиональной квалификации.

Инструментальные наборы общих и специальных аналитических компетентностей необходимы аналитикам для эффективного выполнения своих должностных обязанностей и требуются в их уникальных условиях работы. Унифицируемый набор компетентностей практиков-аналитиков способствует улучшению коммуникации, оперативной совместимости, обмену информацией и сотрудничеству между специалистами в прикладной аналитике разных сопрягаемых сфер [8, с. 1–2].

Обсуждаемый образовательный центр должен быть «заточен» на создание сложной мультимодальной архитектуры подготовки практиков-аналитиков на основе всего многообразия технологий и приёмов аналитической работы (селективно отбирая и итеративно адаптируя необходимое), выводя образуемых аналитиков на формируемые у них способности и таланты мыслить объёмно и нестандартно, масштабируемо и многосторонне, аналитически бегло, цепко (хватко) (см.: [9]) и проницательно (см.: [10]), мыслить «за пределами рамок» (англ. – «to think outside the box»), видеть общую операционную картину (англ. – «common operating picture») – в условиях недостаточности данных и эксклюзивных, неповторяющихся, существенно нестационарных и неопределённых процессов, обладать (оперативно набирая и накапливая) мультидоменной системной ситуационной осведомлённостью (англ. – «multi-domain system situational awareness»), в том числе «осведомлённостью в предметно-объектной области» (англ. – «domain awareness»), «ситуационной осведомлённостью» (англ. – «situational awareness»), обеспечивая реальные перспективы вывода обучающихся на высокую квалификацию и превосходство во всём этом.

«Сердцем» такой подготовки должна стать подготовка в ремесле, мастерстве и искусстве прогноза, обеспечивающего работу на упреждение («в логике будущего»).

Термин «упреждение» используется в анализе временных рядов для обозначения любых знаний о будущем. Условие: вы не должны [исходно] располагать такими знаниями при разработке, обучении или оценке модели, упреждение – это способ узнать из данных что-то о будущем раньше, чем полагается [11, с. 55].

Проблема формирования интереса слушателей к учёбе?

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», – писал В.О. Ключевский [12, с. 353]. Прийти на программу повышения квалификации практиков-аналитиков и послушать там всё те же, как обычно, пустословия про «неподражаемое великолепие» философии, американско-британских философов и собственно говорящего обо всём том философа, про его частные некомпетентные мысли «о сущности всего тщетного или о тщетности всего сущего» в политике или в быту, или же послушать «около-военные» пространные (и просто странные) рассуждения блогера, не имеющего высшего военного образования и никакого отношения за всю его жизнь к военному делу и военной службе (исключение – некоторое число военных журналистов, набравших квалификацию), или ещё что-либо иное, не имеющее непосредственно прямого отношения к методам, технологиям, инструментариям прикладной аналитики (именно в новых для слушателя модальностях, аранжировках или приложениях) – всё это, конечно, не вариант.

«Красивая витрина» и яркий (в том числе навязчивый) маркетинг – этого явно мало (см. образное отображение этого на рис. 3).

Ни один себя уважающий уже сложившийся практик-аналитик не станет сжигать своё драгоценное время на подобное, уйдёт сразу же с такого «образования».

Рис. 3. Образное отображение идеи о том, что внешняя презентабельность может ещё не отображать серьёзный ценный опыт (идея почерпнута из многих источников, воплощена автором).

Вот и обваливаются как робкие, так и дерзкие попытки выстраивать такие образовательные структуры.

Никакой произвольно назначенный «середнячковый посторонний лектор» не справится – его никто слушать не станет из профессионалов. Необходимы именно интересные профессионалам-слушателям профессионалы-преподаватели – которые профессионалы по факту (с огромным опытом соответствующей профессиональной работы), а не по самоназванию лишь. Нужны специалисты, которые, уж как минимум, не ниже по своей квалификации тех, кого они соберутся учить, оптимально – профессионально-компетентностно превосходящие их в прикладной аналитике. Никакой «субстандартной» (ниже истребуемого условно-минимального стандарта) прикладной аналитики и, соответственно, никакой «субстандартной» (в упрощённых вариациях, «по мотивам» и т.д.) подготовки в прикладной аналитике быть не может, – всё это уже нечто иное.

Поэтому излагаемые в этой статье идеи даже украсть – на грани невозможного: не пойдут сложившиеся профессионалы на очередную «инфоцы…ну».

Разве что консолидируют усилия со всей страны все те редкие высококвалифицированные практики-аналитики, кто сейчас пытается развивать на местах свои образовательные инициативы…

Применительно к развед-аналитике, пожалуй, есть пара-тройка хороших исключений – частных инициатив, есть ещё несколько нарождающихся центров с неочевидными пока ещё перспективами.

Применительно к правовой аналитике обсуждаемого рода центров нет в стране и пока не предвидится, есть лишь некоторые инициативные одиночки.

Необходимо точное сопряжение запросов и ожиданий практиков-аналитиков (и/или их руководителей) на образовательные продукты – с предлагаемыми образовательными продуктами и траекториями.

Однако очень важным залогом успеха является наличие интереса самих обучающихся. Каким бы хорошим ни был преподаватель, если оперируемая им группа обучающихся мертвенно-хладна к прикладной аналитике (выражение полного отсутствия интереса, «стеклянный взгляд»), преподаватель ничего сделать не сможет.

Но формирование интереса обучающихся – это дело обоюдное: не только самих обучающихся, но и преподавателя.

Без формирования потребностей и интенций практика-аналитика к обретению новых знаний, умений, навыков, компетентностей, новых элементов аналитического мастерства и искусства ничего в этом деле не добиться.

Практик-аналитик только тогда будет заинтересован и самым живым образом вовлечён в образовательный процесс подготовки (повышения квалификации, переподготовки), когда ему обеспечат погружение в мир нового для него и при этом не банального и примитивного, но реально ценного и полезного для него профессионального знания, элементов профессиональной практики и профессионального ремесла практика-аналитика.

Согласно А.К. Марковой, совершенно необходимо формирование сознательного, активного, внутреннего познавательного интереса обучающихся. Этот интерес необходим для эффективной реализации методических приёмов, используемых преподавателем. Следует отходить от упрощённого житейского представления о мотивации как общем положительном отношении к обучению, как о некотором абстрактном качестве обучающегося, которое возникает само собой – лишь бы применялся арсенал современных методов обучения. Мотивационная сфера обучения представляет собой у каждого конкретного обучающегося [отметим – это справедливо для всех возрастных групп] постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимают то одно, то другое побуждение – в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и т.д. Чем старше обучающийся, тем более устойчива его мотивационная сфера, однако даже у зрелого человека она продолжает оставаться динамичным образованием. Для успеха всего учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы, воздействовать на каждую из её сторон. Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку обучающихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с обучающимися и организовывать взаимодействия их друг с другом; особенности личности учителя [13, с. 4–5]. Эти слова сорокалетней давности более чем актуальны и сегодня – и применительно к взрослой аудитории в рамках подготовки практиков-аналитиков.

Нужно формирование ненасыщенной и потенциально неисчерпаемой в насыщаемости познавательной потребности обучающихся.

Какие компетентности следует формировать и оценивать у обучаемых практиков-аналитиков (уже состоявшихся)?

Это сложный и неоднозначный вопрос, который мы уже обсуждали в нашем двухтомнике «Методология научных исследований и прикладной аналитики» и который надо ещё обсуждать и обсуждать. В любом случае всё будет сводимо к конкретной специфике работы каждого практика-аналитика и поставляемым перед ним целям и задачам. Но есть и инвариантная общая часть объёма таких компетентностей.

Представляет интерес перечень индикаторов навыков профессионального мастерства практиков-аналитиков, изложенный в документе США 2010 года «Общие компетентности для аналитиков государственной, локальной и специальной разведки» [8, с. 5–7] (речь идёт об уже продвинутых аналитиках):

1) критическое мышление в рамках разведывательного цикла:

– формирование ви́дения критических проблем и сложных вопросов, решение и ответы на которые помогут защитить страну;

– разработка аналитических подходов, планов сбора и приоритетных информационных потребностей по вопросам национальной безопасности, которые обеспечивают баланс между краткосрочным реагированием и долгосрочной ценностью;

– определение, постановка задач, доступ и оценка источников информации на предмет достоверности и актуальности для снижения неопределённости и заполнения пробелов в знаниях;

– использование открытых источников: доступ к источникам, поиск в Интернете, использование государственных и коммерческих баз данных, оценка достоверности и ценности;

– идентификация, соотнесение, интерпретация и ссылка на данные и источники данных;

– выдвижение и проверка множественных гипотез и выводов;

– систематическое скептическое оценивание ключевых гипотез, допущений;

– выстраивание логических аргументов, которые имеют чёткие и значимые выводы, подкреплены логическими утверждениями и соответствующими данными, а также учитывают противоречивые данные;

– преодоление ментальных ловушек и шаблонов, избегание распространённых заблуждений при выборе и использовании данных, а также при разработке аргументов и выводов;

– предвидение изменений и изысканий новых идей и инновационных решений путём творческого использования данных и интеллектуальных методов;

– оценка качества мышления и аналитических процессов путём соотнесения с установленными стандартами;

– управление проектами, временем и конкурирующими приоритетами;

2) обмен информацией и сотрудничество:

– создание доверенных сетей, объединяющих ключевых участников сообщества специалистов по национальной безопасности и специалистов правоохранительных органов, для обмена информацией и аналитическими выкладками, которые приведут к принятию мер по решению важнейших проблем;

– хранение и поддержание информации для максимально эффективного использования, включая обеспечение надлежащей маркировки документов;

– применение правовых норм, принципов конфиденциальности и безопасности, ограничений, а также оперативных методов обеспечения конфиденциальности и безопасности при обмене, хранении и аналитической обработке информации;

– применение «ответственности за предоставление» Офису директора национальной разведки (Office of the Director of National Intelligence) в рамках действующих законов и нормативных актов; внедрение передового опыта в области сотрудничества;

– использование доступных технологий для обмена, совместной работы и публикации контента;

– обеспечение максимальной прозрачности в рамках действующих законов и правил и решение деликатных вопросов;

– сотрудничество через организационные и функциональные границы, чтобы разграничить работы, избежать дублирований и повысить аналитическую результативность;

– деконфликтинг (редуцирование имеющихся и предотвращение возможных противоречий) аналитических позиций;

3) консолидация разведывательной и правоохранительной деятельности в рамках обеспечения национальной безопасности (включает использование аналитических методов, приёмов и инструментов):

3.1) профессиональные методы, приёмы и инструменты:

– аналитическая обработка данных и тенденций в области национальной безопасности, правоохранительной деятельности и других областях, не связанных с правоохранительной деятельностью: аналитическая обработка данных о преступности; демографическая аналитика; финансовая аналитика; ассоциативные связи и потоки процессов; геопространственная аналитика;

– использование структурированных аналитических техник: фреймирование и определение проблем; визуализация данных; генерация идей, включая такие техники, как морфологический анализ; индикаторы и сценарии; формирование и проверка гипотез; оценка причин и следствий; аналитическое исследование проблем, включая такие техники, как метод Дельфи; управление конфликтами; поддержка принятия решений, включая такие методы, как анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ);

– использование программных средств для анализа информации, таких как: электронные таблицы и матрицы; блок-схемы и диаграммы Ганта; инструменты аналитики социальных сетей и связей; программное обеспечение для структурированных методов; количественное программное обеспечение; программное обеспечение для управления и хранения данных;

– оценка качества применения аналитических методов путём сравнения с установленными стандартами;

3.2) оценка угроз и рисков:

– производство оценок угроз и уязвимостей;

– оценка рисков с использованием качественных и количественных методов;

– информирование о рисках;

– прогнозирование угроз и рисков;

– выработка рекомендаций по снижению рисков;

3.3) сообщения о подозрительной деятельности:

– использование сообщений о подозрительной деятельности в качестве источника для выявления и мониторинга значимых тенденций и закономерностей;

– использование аналитических методов для выявления тенденций, закономерностей и других взаимосвязей;

– оценка и распространение сообщений о подозрительной деятельности в соответствии со стандартами соответствующей среды обмена информацией.

4) передача аналитических наблюдений и суждений или создание аналитических продуктов:

– конвертация потребностей клиента в требования к развед-аналитике;

– предложение продукта, соответствующего проблеме, клиенту и цели, варьируя продукты по уровню от тактических до стратегических и включая общепринятые форматы, такие как: бюллетени; разведывательные отчёты; оценки; брифинги по разведке; аналитические отчёты для поддержки расследований или судебного преследования;

– формирование аналитического продукта;

– использование презентационного и издательского программного обеспечения;

– рецензирование аналитического продукта;

– координация работы над аналитическим продуктом;

– маркировка и распространение аналитического продукта;

– брифинг по аналитическому продукту;

– последующая работа над продуктом, поиск и учёт отзывов, а также оценка его воздействия;

5) конвертация концепций и принципов в конкретные действия (включая экспертную оценку предмета):

– аналитическая проработка вопросов разведки, связанных с национальной безопасностью, включая, но не ограничиваясь этим: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, границы, критическая инфраструктура, общественное здоровье и безопасность, управление чрезвычайными ситуациями, криминальные угрозы стратегического уровня;

– оценка правовых параметров и криминальных предикатов – для защиты страны;

– защита частной жизни, гражданских прав и гражданских свобод;

– обмен передовым опытом в сфере обеспечения национальной безопасности и работы правоохранительных органов, а также результатами разведывательной деятельности;

– предвидение изменений и поиск новых идей и инновационных решений проблем;

– оценка качества аналитической работы и управления путём сравнения с установленными стандартами [8, с. 5–7].

В указанном документе отдельно изложен перечень индикаторов навыков профессионального мастерства главных аналитиков (руководителей аналитических подразделений и групп), сказано, что таковые должны обладать навыками, необходимыми для надлежащего контроля за следующими видами деятельности аналитиков разведки:

– организация и управление аналитическими группами и результатами;

– работа с конкретным практиком-аналитиком по определению объёма продукта, который соответствует проблеме, заказчику и цели;

– руководство практиком-аналитиком в организации и написании аналитического продукта;

– проверка аналитического продукта на соответствие стилю, формату и содержанию; содействие его продвижению через процесс рецензирования.

– надлежащее распространение аналитического продукта;

– брифинг по аналитическому продукту;

– отслеживание аналитического продукта, замеры его воздействия и использование его для планирования будущего производства аналитических работ;

– интеграция работы аналитического подразделения в более широкую миссию по обеспечению внутренней безопасности и правопорядка;

– оценка качества разведывательных продуктов путём сравнения с установленными стандартами [8, с. 8].

Далеко неидеально (в основном – внешний «фасад»), весьма дискуссионно, но есть что обсуждать…


Литература, источники:

1. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с.

2. The Oxford Dictionary of Quotations [Оксфордский словарь цитат]. Fifth edition / Edited by Elizabeth Knowles. – New York: Oxford University Press, 2001. – xv; 1136 p.

3. Офицерская памятка. Мысли и афоризмы генерала М.И. Драгомирова о военномъ дѣлѣ / Д.Н. Трескинъ. – Санкт-Петербургъ: Типографiя Военно-книжнаго магазина Н.В. Васильева, 1892. – 37 с.

4. Juneau T., Carvin SIntelligence analysis and policy making: the Canadian experience [Развед-аналитика и разработка политики: опыт Канады]. – Stanford (California, USA): Stanford University Press, 2021. – x; 223 p.

5. Davis J. Intelligence analysts and policymakers: Benefits and dangers of tensions in the relationship [Развед-аналитики и политики: Польза и опасность напряжённости в отношениях] // Intelligence & National Security. – 2006. – Vol. 21. – № 6. – P. 999–1021.

6. Как делают искусственные алмазы и бриллианты // <https://severbrilliant.ru/blog/iskusstvennye-almazy-brillianty.php>.

7. Понкин И.В. Неклассические войны. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 87 с.

8. Common Competencies for State, Local, and Tribal Intelligence Analysts [Общие компетентности для аналитиков государственной, локальной и специальной разведки]. June 2010. – Washington (D.C., USA): U.S. Department of Justice, 2010. – iii; 23 p.

9. Понкин И.В. Школа прикладной аналитики: аналитическая цепкость (хваткость) // Ветеранские вести. – 21.11.2023. <https://vvesti.com/obshchestvo/skola-prikladnoj-analitiki-analiticeskaa-cepkost-hvatkost>.

10. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 4-е, дополн. и перераб. В 2 т. Т. 1: Прикладная аналитика (Правовая аналитика, государственно-управленческая аналитика, военная аналитика, развед-аналитика, инженерная аналитика, политическая аналитика, бизнес-аналитика) / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2023. – 500 с. <https://moscou-ecole.ru/methodology4-1-2023/>. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Уч. Изд. 4-е, дополн. и перераб. В 2 т. Т. 2:  Научные исследования / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2023. – 640 с. <https://moscou-ecole.ru/methodology_4_2_Scientific-research/>.

11. Нильсен Э. Практический анализ временных рядов: прогнозирование со статистикой и машинное обучение: Пер. с англ. – СПб.: Диалектика, 2021. – 544 с.

12. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М.: Наука, 1968. – 532 с.

13. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с.


Фото //  И.В. Понкин ©